Главное и полезное за неделю в рассылке
«Персоны»

Семья и дети

Как подобрать секцию и кружок для детей

По мере взросления ребенка каждый родитель сталкивается с вопросом его  разностороннего развития. В наши дни существуют студии, кружки и секции на любой вкус и кошелек. Как сделать оптимальный выбор с учетом возраста, увлечений и склонностей конкретной личности, журналу «Персона» рассказала детский нейропсихолог, заведующий кафедрой дошкольного и начального образования Татьяна Диль. 

- Здравствуйте Татьяна! Расскажите, с какого возраста надо приобщать ребенка к кружкам и секциям? 

- Думаю, пятилетний возраст. Ребенок обладает уже рядом компетенций (физических, коммуникативных речевых, познавательных и пр.). Ему будет легче адаптироваться в детском обществе, он может заниматься какой-то конкретной деятельностью, проявлять инициативу, активность, прилагать усилия.

- Как понять, что нравится вашему ребенку, и вовремя направить его усилия в нужное русло?

- Это сделать несложно посредством наблюдения за ребенком. Прежде всего, обратите внимание на то, что он делает с особым удовольствием и пристрастием.

Если ребенок любит рисовать, разукрашивать, лепить, творить что-либо из различных материалов, то у него художественные наклонности. Отдайте его в художественную студию или на кружок рукоделия. 

Если вы видите, что ваш ребенок с удовольствием строит, ломает, собирает, разбирает, клеит, мастерит - из конструктора, из машинок, из коробок, из кубиков, рельсы и поезда, то это говорит о том, что ребенку будет интересно создание чего-либо: архитектура, конструирование. Это технический талант и склонность разбираться в механизмах и создавать что-то свое. Запишите ребенка в кружок моделирования.

Об артистических способностях говорят, если ребенок любит быть на публике, повторяет поведение взрослых, наряжается, изображает позы, копирует животных. 

Если ваш ребенок очень активен, подвижен и никогда не сидит на месте, целеустремленный, настойчивый, то отдайте его на любую спортивную секцию - пусть он пробует себя в разных спортивных направлениях.

Если малыш любит музыку, пританцовывает, помнит ритм, напевает, копирует интонацию и произношение слов, прислушивается к окружающим звукам, то отдайте его в музыкальную школу или на танцы.

- Что делать, если ребенок вообще не хочет ничем заниматься? 

- Задать себе вопрос, а что кроется за его нежеланием? Отсутствие времени, сил, дружеской компании, излишня настойчивость родителей, буллинг со стороны сверстников? А может в его жизни так много гаджетов, что времени не остается на другие активности. Поговорите с ним доверительно, соберите информацию от тренера и других родителей и только потом принимайте решение.

 

  • НЕ ХОЧУ, НЕ БУДУ

 

- Стандартная ситуация для многих детей: ребенок сначала с азартом чем-то увлекается, а спустя несколько занятий говорит, что ему не нравится ходить в выбранную секцию. Стоит ли уговаривать его остаться там?

- Есть ситуации, когда мы не можем спрашивать ребенка, хочет ходить или нет - потому что это его коррекционный маршрут. Особенно, если спорт «прописал» нейропсихолог. Любой ребенок будет отказываться там, где ему сложно. Если родители быстро сдались, ребенок такую модель и усваивает: «можно сразу сказать, что не нравится и водить меня не будут…». Используйте родительское одобрение, без которого он просто не будет развиваться - ему необходим сигнал о том, что он все делает правильно, что его стремление к открытиям вас радует! Попробуйте найти самого заинтересованного специалиста, чтобы он своей энергией включал ребенка! Тренеров, учителей, педагогов, наставников, которые обожают свою работу!!! Но если процесс не идет, попробуйте сменить тренера на другого тренера, либо само место, например, бассейн на другой бассейн. Можно использовать фразу: «Либо выберешь ты, либо выберу я». Понаблюдайте, если ребенок заявляет, что не хочет ходить в кружок, а после занятия выбегает счастливый, забирать не стоит, надо подумать над мотивацией.

- Бывает так, что ребенок очень хочет заниматься, например, балетом, но педагоги уверены, что у него нет для этого способностей. Нужно ли идти на поводу у специалистов, чтобы избежать дальнейших разочарований? 

- Я считаю, что желание ребенка первично!  Хочет, нравится, пусть занимается. Возможно, следует разработать для него индивидуальный маршрут. Известны сотни примеров, когда опытные педагоги не разглядели талантливого ребенка с первого взгляда, а потом он стал знаменитым певцом, спортсменом, актером, писателем.

- Какое количество кружков и секций оптимально?

- Одна или две секции разные по направленности – идеальный вариант, в случае, если у ребенка нет других специалистов в расписании, например, логопеда, психолога. Нельзя перегружать ребенка, у него должно быть время на свободную деятельность. И даже при наличии всего лишь одного кружка, если у ребенка не остается свободного времени на то, чтобы поиграть и позаниматься теми же самыми занятиями из кружка в свободной̆ форме так, как ему хочется, порисовать в удовольствие или поиграть на фортепиано «не уроки», - это принесет вред физическому и психическому здоровью. Главное, режим сна, отдыха и питания не должны корректироваться расписанием кружков. 

Добавить комментарий

Как подобрать секцию и кружок для детей