Как помочь ребенку с учебой и почему он не хочет учиться
Школьные годы – это важный период в жизни каждого человека, которого избежать просто невозможно. Все дети относятся к школе по-разному. Одни дети любят получать новые знания, заводить новых друзей, другим нравится общественная часть школьной жизни, а у третьих вообще нет никакого желания учиться.
Что делать, если у ребенка пропал интерес к учебе или он вообще никогда не хотел учиться? С чем могут быть связаны проблемы: с отсутствием желания посещать школу или отсутствием желания учиться? Что могут сделать в этой ситуации родители? Как помочь ребенку в его проблеме?
"Один человек может привести лошадь к водопою, но даже 100 человек не смогут заставить ее пить".
Данная пословица отлично передает суть проблемы, когда ребенок не хочет учиться, его очень тяжело заставить это сделать против его воли. Родители могут говорить по 100 раз на день, что учеба является важным мероприятием, но на ребенка это не подействует нисколько. Потому что заставить его насильно учиться просто нельзя. Ключевое слово здесь – заставить. Задача взрослых – пробудить у ребенка желание, помочь посмотреть ему на учебу с другой стороны.
Чего может добиться взрослый, помогая ребенку:
- Чтобы ребенок захотел учиться и учился хорошо.
- Чтобы ребенок хотел учиться в школе.
Разница между этими, казалось бы, похожими высказываниями очень большая. Прежде всего нужно знать, для чего нужна сама школа. Школа – это подготовка детей к взрослой жизни, поэтому, она очень нужна для общения, становления, умения бороться за свои права и взгляды, а также для умения вести себя в обществе. Ведь дома и на улице этого общения недостаточно. Дети нуждаются в определенных технических знаниях, которые они могут получить, общаясь с большим количеством людей. Входя во взрослую жизнь, нужна усидчивость, дисциплинированность, порядочность и прочие качества, без которых очень тяжело чего-то добиться. Поэтому школа – это хорошее место, где можно всему этому научиться и отшлифовать полученные навыки еще в детстве. Но эти качества приобретут все дети, независимо от оценок в дневнике.
Родителям, которые насильно заставляют детей учиться в школе, должны понимать, что изначально школа в том виде, в котором она существует до сих пор в странах постсоветского пространства, была придумана для того, чтобы вырастить из детей будущих работников фабрик и заводов. Для этого им с детства вырабатывали привычку к звонкам, чтобы на фабрике человек работал от звонка до звонка, не поднимая головы. Но время не стоит на месте и дети уже не такие, как раньше. И общество не такое и сама жизнь совершенно другая. С каждым новым поколением дети рождаются более свободолюбивые и их очень тяжело загнать в какие-то рамки, которые в школе не меняются уже более ста лет. Школа в том виде, в котором она существует сейчас, она давно себя изжила, она очень сильно устарела. ведь далеко не всем детям нужно знать математику или химию, чтобы добиться успеха во взрослой жизни. Многие из тех, которые знали математику на "2" стали успешными музыкантами или художниками. И, наоборот, те, кто знал математику на "5", не смогли стать математиками или программистами. Поэтому нужно понимать, что степень успешности во взрослой жизни не зависит от успеваемости по какому-то предмету в школе.
Какие идеалы в школе и жизни?
Сейчас в школе идеальными считаются такие качества, как – послушание и умение действовать по установленному образцу. Поэтому у многих взрослых людей сформировалось неправильное понятие об учащихся – чтобы стать отличником, надо быть послушным. Надо слушать преподавателей, родителей и вообще всех взрослых. Но, сейчас дети другие – они свободные. Да и сама жизнь не требует послушания и непрекословного выполнения поставленных кем-то задач, как учат в школе. На самом деле, послушание – это отрицательное качество, которое превращает человека в жертву. Чаще всего именно послушные дети становятся жертвами педофилии и насилия.
Реальная взрослая жизнь требует совершенно других качеств, а именно:
- Инициативность.
- Умение общаться с разными по возрасту и статусу людьми.
- Умение добиваться поставленных целей.
- Умение быстро подстраиваться под меняющиеся условия.
- Умение подать себя.
- Способность учиться чему-то новому независимо от возраста.
Несмотря на то, что школа учит правильному общению, она не учит общению с разными по возрасту людьми. В классе ученик более 10 лет общается только со своими сверстниками, но попадая во взрослую жизнь, возрастная линия стирается, потому что приходится общаться с разными по возрасту людьми. Многие ученики, привыкшие только к общению с одногодками, сталкиваются с большими проблемами при общении с людьми, которые старше их на 10 или на 20 лет. Они не чувствуют равенства, они принимают их за учителей, так как привыкли к этому в школе. Но стоит понимать, что молодой специалист может быть в тысячу раз круче пожилого работника.
Другими словами, детей помещают в искусственно созданную среду по возрасту, где они общаются в основном со своими одногодками. А что если именно вашему ребенку в школе не хватает разностороннего общения?
Дополнительное образование не менее важное, чем школьное
Очень часто дети с удовольствием ходят на кружки или спортсекции, но категорически не хотят ходить в школу. Что-то их там не устраивает. Возможно, их как раз не устраивают искусственно созданные рамки, за пределы которых выходить нельзя. Дополнительное образование помогает раскрыть в детях тот внутренний потенциал, который уравнивается в школе. Наличие дополнительного образования позволяет научить ребенка организовать свой день, чтобы успеть все свои дела. В то время как школьная программа этого не предусматривает – она предусматривает, как решать задачи по строго установленному образцу и получать за это оценки. Получая оценки у ребенка происходит подмена понятий и целей. Ребенок стремится не усвоить новые знания, а просто получить хорошую отметку за свою работу. В такой системе теряется весь смысл обучения, и ребенок, который сначала жаждал знаний, теперь не имеет никакого желания учиться. Ведь весь обучающий процесс зациклен на отметках, а не на знаниях.
Мифы, внушаемые нам об учебе
- Поступательность изучения и развития – поэтапное обучение от низшего к высшему не влияет на конечный результат. То есть, если ребенок не усвоил какую-то программу в 5 классе, это не значит, что он будет плохо учиться в 6 классе, потому что пропустил какую-то информацию. Чаще всего обучение идет скачками. Любое развитие также идет скачками.
- Важность разностороннего развития – очень часто родители совершают ошибку, отдавая своего ребенка на все кружки, которые есть в ближайшем Дворце культуры. Пусть он выберет один кружок, от которого будет действительно получать удовольствие. Всестороннее развитие не способствует приобретению всех вместе взятых навыков. Наоборот, можно отбить желание от реального предназначения в жизни.
- Отличник должен знать все предметы на "5" – ребенок, который знает математику на "5", может иметь "2" по русскому языку или истории. Это говорит о том, что у него талант к математике, что он будет хорошим специалистом в той области, где используются математические вычисления. Значит нужно расширять его знания именно в этой области. И он не должен знать все остальные предметы тоже на "5". Ведь даже учитель преподает один предмет, а не все сразу. То есть, даже учитель разбирается только в одном предмете, который он преподает. Почему же ребенок должен знать все сразу?
- Тот, кто не успевает по учебе, будет неуспешен в жизни – нет абсолютно никакой связи между отметками в школе и успешностью во взрослой жизни. Хорошие отметки в школе имеют лишь связь с дневником, табелем и аттестатом, поэтому не стоит зацикливаться на них. Луше зацикливаться на полученных знаниях.
Как взрослые отбивают у ребенка желание учиться?
Желание учиться эволюционно есть у каждого человека, в том числе и каждого ребенка. Эволюция сделала так, что наши дети рождаются с желанием учиться, так как это помогает выжить. Почему же дети, которые с рождения жаждут познавать мир, к 7-8 годам становятся личностями, не желающими учиться? Возможно, это взрослые отбили желание от дальнейшей учебы?
В 4-5 лет, когда ребенок уже хорошо говорит, задает массу вопросов обо всем, что видит. Ему хочется узнать обо всех процессах, которых он не понимает. Но родители в свою очередь, ссылаясь на занятость или усталость, не хотят объяснять своим детям то, что они спрашивают. Постепенно этих почемучек перестает волновать новое в жизни. Некоторые из них именно по этой причине ныряют с головой в интернет. Потому что там они находят общение, которого так не хватает дома. Многие родители в свое оправдание скажут – так работу же никто не отменял, усталость после работы тоже, уборку, готовку и прочее. Другие скажут – для этого и есть воспитатели в садике и учителя в школе, чтобы объяснять детям что-то новое. А может ребенку не хватает общения именно с мамой или папой?
Если ребенок задает вопросы – отвечайте ему хотя бы кратко. Не отталкивайте его от себя с его вопросами, иначе придет день, когда ему будет неинтересно что-то узнавать. Каждый ребенок учится, смотря на своих родителей, и если он видит, что маме неинтересно почему трава зеленая, значит и ребенку будет это неинтересно.
Нельзя сравнивать отельные неудачи своего ребенка с успехами других детей. Этим взрослые отбивают желание не только от учебы, но и от общения с детьми, так как внушается неуверенность в себе и второсортность.
"Ты не поймешь, потому что ты еще маленький"
Эта фраза наибольшим образом угнетает интерес каждого ребенка. Не стоит относиться к детям, как к недоразвитым существам – они прекрасно все понимают, возможно, даже больше, чем некоторые взрослые. И пусть у них нет жизненного опыта, но они прекрасно все поймут, если им объяснять в соответствии их возрасту. Поэтому нужно объяснять ребенку любые вещи в этой жизни, даже те, до которых он еще не дорос. Нужно просто научиться объяснять на уровне их возрастного развития, но не говорить, что он не поймет. Это проблема взрослых, что они не могут ничего внятно ответить на вопрос своего ребенка. Мы взрослые, сами отбиваем охоту у детей от обучения еще задолго до школы.
Нужно ли наказывать ребенка за неуспеваемость в учебе?
Как уже стало понятно из вышеперечисленных факторов, наказывать детей за плохую успеваемость категорически нельзя. Ни физически, ни морально, тем более нельзя шантажировать оценками и вознаграждениями. Такие методы не действуют на детей. Наоборот, это вызовет еще большее отвращение от учебы. Такие методы воспитают в ребенке лжеца, который уже с детства будет врать, что сделал домашнее задание только потому, чтобы его не наказывали. А также воспитают неуверенную личность, потому что приходится постоянно изворачиваться от взрослых. Такие методы не воспитают свободного уверенного в себе человека, который будет нести ответственность за свои поступки.
Что делать, чтобы привить ребенку желание к учебе?
- Пересмотреть свои приоритеты и приоритеты ребенка.
- Стать не над ребенком, а рядом с ним.
- Как можно больше общаться и отвечать на задаваемые им вопросы.
- Раскрывать потенциал ребенка.
- Помогать ему в учебе.
- Помогать ориентироваться в море информации.
- Не запрещать интернет, а помочь использовать его в правильном направлении.
- Смотреть вместе с ребенком развивающие передачи про природу, технологии, космос.
- Вместе читать познавательные книги.
Кто владеет информацией, тот владеет всем в этом мире, поэтому запрещать интернет ни в коем случае нельзя. Наоборот, нужно приучить ребенка правильно использовать его в своих целях. Родитель должен стать для ребенка проводником в мир интернета, а для этого нужно самому иметь навыки работы с информацией, которая находится в сети. Поэтому тем, родителям, которые не разбираются в интернете, следует этому наконец-то научиться.
Если родители хотят привить своему ребенку охоту к учебе, нельзя игнорировать его желания, чувства и стремления. Нужно показать на своем собственном примере, что учиться чему-то новому – это хорошо и перспективно. Ведь учеба – это действительно хороший старт в жизни. Только этот старт должен осуществляться с поддержкой взрослых людей, которые не должны упрекать в ошибках. Ошибки должны присутствовать в изучении нового материала. Ведь когда человек приходит на новую работу, у него тоже вначале не сразу все получается, а со временем он может стать даже профессионалом в своей деятельности.
Если ребенок не хочет учиться, родители должны понять, что это не только его проблема – это и их допущенные ошибки в воспитании. Поэтому нужно меняться в лучшую сторону вместе со своим ребенком.
Литература для любознательных родителей охочих до воспитания детей:
- Юлия Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?»
- Адель Фабер, Элейн Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили»
- Людмила Петрановская «Тайная опора: привязанность в жизни ребёнка»
- Роберта Кавалло, Антонио Панарезе «Не программируйте ребенка. Как наши слова влияют на судьбу детей»
- Найджела Латта «Прежде чем ваш ребенок сведет вас с ума»
- Анна Быкова «Самостоятельный ребенок, или Как стать „ленивой мамой“»
- Ричард Темплар «Правила родителей»
- Жан Ледлофф «Как вырастить ребенка счастливым»
Добавить комментарий